Пост в среду и пятницу


Пост в среду и пятницуПост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание и смерть, а в пятницу в воспоминание самых страданий и смерти Его. Этот седмичный пост установлен в первые времена христианства, при Апостолах, ибо хранение его предписывается 69 Апостольским правилом. Сверх того об Апостольском установлении его свидетельствуют писатели Церкви 2-го, 3-го и 4 века, как-то: Игнатий Богоносец, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген, св. Епифаний Кипрский и другие.

У древних христиан среда и пятница назывались иногда днями стояний. Так у первых христиан назывался пост, соединенный с молитвой, потому что христианин на земную жизнь свою должен взирать как на стражу Господню, и на себя как на воина Христова, призванного постоянно вести духовную брань не с кровию и плотию, нок началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным, и после победы над ними восприять некогда венец вечной, блаженной жизни (Ефес. 6, 11-17; 2 Тимоф. 2, 3). «Посты наши, говорит св. Амвросий Медиоланский, для нас суть лагери, защищающие нас от нападения дьявола, и называются стояниями, потому что мы, стоя и пребывая в них, отгоняем злокозненных врагов. Действительно, посты служат для христиан лагерями, за черту которых, если кто уклоняется, попадает в плен духовного фараона или погибает в греховной пустыне».

Св. Епифаний Кипрский, изображая пощение древних христиан в среду и пяток, говорит: «в церкви бывают собрания, учрежденные Апостолами, в среду и пяток и в день воскресный. В среду и пятницу соблюдается пост до 9 часа (до 3 по полудни), потому что в среду предан Господь, а в пяток распят. Апостолы заповедали в сии дни постится в исполнение слов Иисуса Христа: егда отъят будет от них Жених, и тогда постятся в тыя дни (Лук. 5, 35). Пост для нас учрежден не для того только, чтобы мы тем могли возблагодарить Пострадавшего за нас, но и для того, чтобы для нашего спасения исповедывать страдания, которыя терпел за нас Господь, и чтобы посты служили умилостивлением пред Богом, оскорбляемым нашими грехами». Лев Великий, епископ Римский, пишет: «Возлюбленные, чтобы очиститься вам посредством изнурения плоти и дел милосердия от всякой скверны греха, поститесь по средам и пяткам, а субботы проводите во бдении при мощах св. Апостола Петра, по молитвам коего милосердый Господь, как я уверен, милостиво примет ваш пост и обеты, посредством Господа нашего Иисуса Христа». Киевский митрополит Петр Могила говорит: «Церковь, возбуждая нас в среду и пяток своим священным песнопением к размышлению о милостях, дарованных нам Иисусом Христом чрез крест, установила в сии дни пост для того, чтобы мы, делаясь чрез то способнее к духовному размышлению, были благодарны к Искупителю не только духом, но и телом, усмиряя плоть воздержанием от вкусных и утучняющих мяс и других яств, и таким образом сими чувствами благодарности и благоговения хотя мало участвуя в страданиях Спасителя нашего. Бог и от Израильтян требовал не одного внутренняго памятования о чудесном избавлении их от рабства Египетского, но и внешняго, чтобы они, посредством чувственных знаков, как-то, чрез отложение всего квасного и употребление опресноков, смешанных с горькими травами, усмиряя тело, являли тем благодарность свою». Итак, пост в среду и пятницу установлен Церковью по великому благоговению к событиям страданий и смерти Господа. Празднуя еженедельно воскресение Его, Церковь установила воспоминать еженедельно и великие события страданий и смерти Господа, предшествовавшие воскресению Его из мертвых.

Пост среды и пятницы столько же важен в Православной Церкви, как и другие ея посты. Она строго предписывает нам соблюдать этот пост и осуждает произвольно нарушающих его. По 69 Апостольскому правилу, «аще который епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». В сем Апостольском правиле пост среды и пятка хотя сравнивается с постом Четыредесятницы, но он строг менее Великаго поста. В продолжении последняго, кроме некоторых дней, предписано сухоядение, но пост в среду и пятницу хотя так же, как в Четыредесятницу, положено хранить до вечера и вкушать единожды, но питаться не сухоядением, а сварением с елеем и проч., а в некоторые среды и пятки разрешается и на рыбу. Так хранили пост в эти дни и первые христиане.

Пост в среду и пятницу
Протоиерей Г. С. Дебольский
Дни Богослужения Православной Церкви 1901 г.

проповеди | творения святых отцов | православные сайты
© 2013 Православный пост